22 совета, как заводить друзей и стать магнитом для окружающих

Эмоциональный интеллект необходим для эффективного общения и для того, чтобы построить и поддерживать стабильные здоровые отношения. Как же можно развить свой эмоциональный интеллект, или EQ (по аналогии с коэффициентом интеллекта, IQ) – с чего начать? Давайте познакомимся с рекомендациями психологов.

Нет желания жертвовать своим комфортом

В детстве и юности человек практически не обременен никакими обязательствами — за исключением учебы, конечно. Также до конца еще не сформировались представления о «комфортной жизни»: далеко не все в молодости однозначно понимают, что доставляет им больше всего удовольствия, а что заставляет испытывать дискомфорт. Все это дает хорошую почву для заведения новых друзей, которым, с одной стороны, можно посвящать много времени, а с другой, удовлетворять потребность в общении без лишних споров и напряжения сил.

Замерь и радуйся?

Сергей Юрьевич, а что значит — иметь высокий уровень IQ? Такого человека можно считать автоматически выдающимся хотя бы в своей области?

Сергей Киселев: Увы, нет. Можно иметь зашкаливающий уровень IQ и абсолютно не состояться в жизни. И напротив, можно быть человеком со средним уровнем замеряемого интеллекта, но при этом быть довольно успешным в какой-то определенной нише.

Что такое IQ? Это уровень интеллекта, то есть некий набор способностей, которые нам удалось выявить и замерить благодаря определенному тесту. Причем методик замера очень много. Самые известные и распространенные — тесты Векслера, Айзенка. Они существуют уже несколько десятилетий.

Каждый может измерить уровень своего интеллекта и порадоваться, если он высок. Но только и всего. На самом деле в психологии нет общепринятого понимания, что такое интеллект, как его замерять, и стоит ли вообще это делать.

Сейчас все большее распространение получает идея практического интеллекта, выдвинутая американским психологом Стернбергом. В сущности, что такое 150, 160 баллов при измерении IQ традиционным способом? По большому счету, эти данные мало о чем говорят. Стернберг же предлагает взять за основу данные, характеризующие главное — насколько человек успешен и смог реализоваться в той среде, в которой он живет.

То есть классический пример — это троечник с невысоким уровнем IQ, вдруг после школы ставший успешным предпринимателем?

Сергей Киселев: Да, у этого предпринимателя явно высокий уровень практического интеллекта и, вполне возможно, средний, а может оказаться даже низкий уровень интеллекта, если его замерить по традиционной методике, скажем, Векслера. Просто в школе этот троечник не мог в полной мере раскрыть свой потенциал, но, попав в другую среду, максимально реализовал все возможности практического интеллекта.

Примеры, к слову, могут быть самыми разными. Вот, скажем, президент Буш. У него, как известно, был не самый высокий уровень традиционного IQ, что не мешало многим над ним откровенно подшучивать, а вот практический интеллект считается довольно высоким.

Интеллект меняется с возрастом?

Сергей Киселев: Практически нет, интеллект обусловлен генетически. И если одного и того же человека протестировать в 18, 25, 40 лет, уровень его IQ будет одним и тем же. Просто сами тесты составляются с учетом возраста.

Что же мешает заводить друзей?

Таким образом, подобное поведение не только лишает нас возможности завести нового друга или подругу, но ещё больше загоняет нас в капкан из тревожных мыслей и одиночества. Что же делать людям, подверженным подобным переживаниям?

В этом случае есть несколько советов:

  1. Избегать постоянного обдумывания ситуаций. Чем больше человек думает о правильности сказанных им слов, о впечатлении, которое он произвел на человека, тем больше недостатков находит в себе. Тем самым, в очередной раз принимая негласное решение отказаться от дальнейших коммуникаций;
  2. Интерпретировать происходящее не с позиции боязни произвести плохое впечатление, а независимо от своих мыслей и эмоций. Так человек сможет увидеть реальную картину событий, а не то, что навязал ему собственный разум;
  3. Быть более открытым и честным с людьми. Самый лучший способ уладить все непонятные моменты, сутками терзающие голову и не мешающие сблизиться с человеком, — просто поговорить с ним об этом! К сожалению, именно об этом простом методе люди обычно и забывают. Однако он не только помогает уладить все неурядицы, но и сближает людей, позволяет сделать шаг в сторону крепкой дружбы.
Читайте также:  Зарубежные биржи фриланса – 22 лучших сайта

Таким образом, чрезмерная неуверенность в себе и страх перед мнением окружающих делает человека более замкнутым и закрытым от других людей, не позволяя ему заводить новые знакомства. Но поборов эти качества, он может выдохнуть спокойно и открыться на встречу новым перспективам.

Устраивайте себе «эмоциональные проверки»

Время от времени проверяйте свой эмоциональный опыт. «Поставьте несколько напоминаний на протяжении всего дня и сверяйтесь со своими эмоциями, – советует Смит. – Спросите себя: «Что я чувствую?», пусть это будет вам по-настоящему любопытно и интересно. А затем задайте себе следующий вопрос: «Что заставляет меня испытывать эти чувства?»

Развивайте свое любопытство, исследуйте свой эмоциональный опыт и начните видеть связи между вашими мыслями и эмоциями.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

  • Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
  • и поступками.
  • Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
  • Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
  • Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
  • Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
  • Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
  • Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
  • Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
  • Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
  • пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.

Что делать?

Взрослый человек склонен лениться – это совершенно нормально. Такое даже не вызывало бы осуждения и недоумения, если бы можно было жить в лени, не страдая при этом от повседневных неудобств. Однако наша жизнь такова, что тепло, еду и кров себе может обеспечить лишь тот, кто способен развиваться и стараться – во многом именно ради этого человек появляется на свет, как считают некоторые философы. Жизнь вынуждает развиваться даже тех, кто не хочет этого, разве что такая персона претерпевает больше страданий, нежели остальные люди.

Чтобы помочь такому человеку, родителям стоит задуматься, отчего сын не хочет работать. Советы психологов тоже придутся к месту. Специалисты говорят: есть два варианта выхода из ситуации. Можно самостоятельно сделать шаг вперед, можно продолжить бытие страдальцем. Первый вариант лучше, сопряжен с дополнительными преференциями в виде общественного уважения и материального благосостояния, но для успешной реализации нужно правильно выбирать рабочее место. На помощь придет психолог, специализирующийся на карьерной реализации персоны. Такой профессионал сперва определит, что именно мешает человеку жить активно, проведет курс психотерапии, а затем поможет найти подходящее место.

Основы самоанализа

То есть для того чтобы понять причину одиночества, необходимо задать себе несколько вопросов:

  • Насколько я эгоистичен? Что об этом думают мои родные?
  • Могу ли я идти на уступки?
  • По-настоящему ли мне нравятся те люди, с которыми я хочу завязать дружеские отношения? Стоит ли поискать другую компанию?
  • Прихожу ли я на помощь в трудных ситуациях?
  • Умею ли я себя вести с людьми? Обижает ли мое поведение чьи-либо взгляды?

Это основные тезисы к раздумьям, а не тест. Не нужно быстро ответить на все вопросы «да» или «нет», необходимо «покопаться» в себе и понять, что не так. Только тогда появится шанс что-либо исправить.